1514376735_k_organizovannym_perevozkam_grupp_detey_v_avtobusah_utverzhdeny_dopolnitelnye_trebovaniya

Правительство вновь отложило на полгода вступление в силу запрета на использование автобусов старше 10 лет для перевозки организованных групп детей. Об этом RATA-news сообщила глава Совета регионов Российского союза туриндустрии (РСТ) Ольга Санаева.

Как сказано в документе, размещенном на портале правовой информации и подписанном премьером, дата вступления в силу запрета на использование для перевозки групп детей автобусов старше 10 лет отложена до 1 июля 2018 года. Одновременно в постановлении появились такие новые требования, как непрерывный стаж для водителя не менее 12 месяцев за последний год и необходимость оборудовать автобусы проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета.

Это не первый перенос сроков введения запрета. Злополучный пункт 3 «Правил организованной перевозки группы детей автобусами», который вводит «возрастной ценз» для детских автобусных перевозок, был принят постановлением от 17 декабря 2013 года №1177. Но с тех пор его вступление в силу регулярно переносится. Благодаря активной позиции РСТ, региональных общественных и отраслевых организаций, а также Минкультуры, активно выступавших против этого абсурдного требования, правительство каждый раз откладывало его введение в жизнь, причем, как правило, в самый последний момент. Например, в прошлом году Дмитрий Медведев подписал постановление о переносе запрета, который должен был вступить в силу 1 января 2017 года, только 31 декабря 2016-го!

Да и сейчас решение правительства появилось всего за неделю до новогодних каникул, когда у операторов по детскому отдыху давно сверстаны программы и заканчивается их продажа. Хотя казалось, что уж на этот раз все пройдет совсем гладко. В первой половине декабря вопрос «возрастного ценза» обсуждался в числе прочих на совещании в правительстве. Заместитель министра культуры Алла Манилова в своем выступлении привела статистику ГИБДД, согласно которой реальная доля дорожно-транспортных происшествий, в том числе с участием детей, причиной которых стал именно возраст автобуса, составила… 0%. И в качестве одного из вариантов решения задачи рассматривали перенос сроков введения запрета не на полгода, как обычно, а сразу на год. Турбизнес воспрял, но 21 декабря на заседании Координационного совета по развитию детского туризма в России выяснилось, что «воз и ныне там».

Понятно, что нормально работать в таких условиях невозможно. На потенциальный запрет возрастных автобусов сразу отреагировали транспортные компании – одни взвинтили цены на аренду новых автобусов, другие – постарались дистанцироваться от столь проблемных детских перевозок. Серьезные потери несли и турфирмы, тем более что ситуация усугублялась общим падением платежеспособности населения и спроса на детские поездки.

Неопределенность с возрастом автобусов не могла не сказаться на продажах и накануне нынешнего зимнего сезона, сказал RATA-news директор компании «Петротур» Игорь Мазулов. «Уведомления в ГИБДД подаются заблаговременно, поэтому транспортники во избежание проблем заявляли только новые автобусы, что соответственно отразилось на ценах туров. А также на доходах туркомпаний, ведь бизнес в условиях стагнирующего спроса не может себе позволить перекладывать растущие цены на потребителей, тем более детскую аудиторию», – пояснил он.

По словам г-на Мазулова, скорее всего, решение правительства отложить введение возрастного ценза еще не доведено до сведения ГИБДД. Но в любом случае как-то повлиять на спрос оно не сможет, так как детские групповые туры приобретаются минимум за полтора месяца до даты выезда. И за оставшееся время ситуацию уже вряд ли удастся изменить.

Однако, по словам г-на Мазулова, зимние каникулы – не самое востребованное время для детских поездок в Санкт-Петербург. «Радует, что мы сможем спокойно отработать весенние и майские каникулы. Это время для нас – самый активный период», – заметил он.

 

Директор петрозаводской компании «Ратас» Владимир Кучеренко признался, что ждал такого решения правительства. «Учитывая опыт прошлых лет, мы надеялись, что правительство не оставит детский отдых без автобусов», – сказал он. Правда, и для Петрозаводска зима – не такой активный период в смысле детских поездок, как например, май-август.

Но каким будет летний сезон, эксперт прогнозировать не готов. «В этом году было заметное падение турпотока в Карелию. Люди ссылались на плохую погоду, но на самом деле идет снижение покупательной способности, это видно по среднему чеку и глубине бронирования. Если два года назад мы бронировали август уже в мае, то этим летом все уходило буквально с колес. А ведь наша основная клиентура – жители Москвы, Подмосковья и Петербурга, традиционно считающиеся вполне состоятельными», – пояснил Владимир Кучеренко. Если, по его словам, на эту тенденцию наложится еще и запрет на автобусы старше 10 лет, детскому туризму будет совсем грустно.

По информации, размещённой на сайте Правительства России, премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление о дополнительных требованиях при организации перевозки групп детей автобусами.

В частности, в своде Правил дорожного движения уточняется само понятие «организованная перевозка групп детей» и отмечается, что организация такой перевозки должна осуществляться по соответствующим утверждённым правилам.

Кроме того, согласно постановлению на крыше автобуса при движении водитель обязан включать проблесковый маячок оранжевого или жёлтого цвета.

Также определены возможность и условия перевозки в автобусах сотрудников туристических и экскурсионных организаций в случае их непосредственного участия в программе поездки. Чётко установлены требования к стажу работы водителя транспортного средства, перевозящего детей. Он должен обладать категорией «D» и непосредственно перед допуском к упомянутой перевозке детских групп иметь стаж работы не менее одного года.

Если же перевозка групп детей осуществляется по одному и тому же маршруту неоднократно, то в таком случае предусмотрена возможность подачи уведомления и многократных поездках.