Президент группы компаний «Натали Турс» вчера представил журналистам нового директора по продажам туроператора – Анну Малинину. По его словам, главная задача нового топ-менеджера – стабилизировать продажи через турагентства.

Анна Малинина пришла в «Натали» из «Данко», а до этого 8 лет проработала в компании «Ланта-тур вояж». «В туризме я 18 лет, занималась работой с турагентствами, развитием компаний. Надеюсь, что мой опыт и знания смогу применить и в «Натали»», – сказала она.

Еще одним кадровым изменением в компании стало назначение Анны Вишняковой менеджером по развитию агентской сети. Г-жа Вишнякова когда-то уже работала в «Натали», а сейчас вернулась после восьми лет деятельности в «Южном Кресте». Кроме того, туроператор меняет руководителей региональных офисов в Самаре и Новосибирске из-за неудовлетворительных результатов работы по итогам лета. В целом компания примерно на 40% сократила персонал в регионах.

Первым новшеством нового директора по продажам, как отметил г-н Воробьев, станет улучшение работы с вип-туристами. По его словам, проседание в дорогом сегменте рынка значительно меньше, чем в среднем и дешевом, поэтому перед различными отделами оператора поставлена задача наладить «бесперебойную работу по обслуживанию вип-клиентов».

Анна Малинина добавила, что также будет стремиться облегчить для новых агентств начало работы с туроператором. Напомним, что «Натали Турс» весной изменила агентскую политику, отменив обязательные депозиты. С этого момента, по словам г-на Воробьева, туроператор заключил 1,5 тысячи договоров с новыми партнерами: «Фильтры для агентств остались неформальными: руководители региональных представительств на основе имеющейся информации должны были самостоятельно принимать решения, заключаем договор или нет. Эта практика себя оправдала».

По словам Владимира Воробьева, ситуация на агентском рынке сейчас тяжелая и в зимнем сезоне станет еще хуже. Каждую неделю уходит 15-20 турагентств, в том числе – профессиональные и давно работающие. Многих подкосило и продолжает косить банкротство «Лабиринта»: туристы, не получив денег от страховщиков, пытаются взыскивать их с агентств.

Статистика продаж у агентских сетей в регионах в среднем примерно одинаковая – снижение доходит до 50%. Но в последнее время появились и благоприятные тенденции. Например, восстанавливается спрос на европейские направления. Франция, Италия и Испания на ноябрь и декабрь были проданы с хорошей прибылью. Связано это, как считает г-н Воробьев, с тем, что на этих направлениях нет чартеров, и туроператорам проще убрать лишние объемы. Кроме того, большим спросом сейчас пользуются короткие туры, а их чаще всего и предлагают в европейские страны.

В гораздо худшем положении оказались дальнемагистральные направления – Доминикана, Мексика, Таиланд. Туры в Мексику из Москвы можно купить накануне вылета за $400, а в Таиланд из Челябинска — за $166. «Большой плюс, что с рынка ушли 700-800 кресел Tez Tour на «Аэрофлоте» в неделю, это может стабилизировать ситуацию. Кроме того, многие туроператоры обратились к «Трансаэро» с просьбой скорректировать перевозку на Таиланд. Ожидаем, что авиакомпания пойдет навстречу. На Карибах в течение ноября тоже пройдет корректировка объемов. Долго летать в минус на дальнемагистральных направлениях не могут себе позволить ни туроператоры, ни авиакомпании», – подчеркнул Владимир Воробьев.

По его словам, конфликт Tez Tour с «Аэрофлотом» привел к временному приросту продаж у «Натали Турс» в пределах 20%. Но «Тез» с понедельника «отыграл назад». Г-н Воробьев заметил, что «Натали» попадала в подобную ситуацию пару лет назад с Грецией: рейсы не загружались, а снимать их авиакомпания не хотела. Туроператору пришлось разорвать контракт с потерей депозитов. «Зная формальный подход со стороны «Аэрофлота», мы не стали с ними договариваться в этом году, так как сейчас нужны гибкие партнеры», – сказал глава «Натали».

В целом, по мнению Владимира Воробьева, тяжелая ситуация на рынке – это надолго. Восстановление спроса начнется не раньше 2016 года, так как в ближайшие месяцы будут рушиться бизнесы, выстроенные вокруг импорта в Россию из европейских и других стран. Это резко снизит платежеспособность занятых в этом сегменте россиян, которые последние годы формировали выездные потоки. «Думаю, сейчас мы где-то в 1997 году. И 1998-й в ближайшее время наступит. Но тогда, в 1998 году, большинство туроператоров смогли ужаться, ни у кого не было серьезных затратных бизнес-моделей. У «Трансаэро» на тот момент было девять самолетов, а в 1999 они оставили два и с этих двух самолетов вновь начали развиваться. У туроператоров вообще не было самолетов, а сейчас у «Пегаса» их 30, у «Анекса» 10. Быстро от самолетов не избавишься и на прикол не поставишь. Надо будет летать, надо будет хотя бы за какие-то деньги пассажиров возить».

Ирина Сафронова, специально для RATA